Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Законодательный процесс

В соответствии с Законом Республики Хакасия от 11 марта 2015 года № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (далее – Закон о нормативных правовых актах Республики Хакасия) Верховный Совет Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты в форме Конституции Республики Хакасия, конституционных законов Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия.

Законы и иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях:

- в газете «Хакасия»;

- в газете «Хакас чирi»;

- в бюллетене «Вестник Хакасии»;

- первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

 

Информация о законодательном процессе

 

1.     Внесение законодательной инициативы

В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, представительным органам местного самоуправления в Республике Хакасия. 

Право законодательной инициативы принадлежит также Верховному Суду Республики Хакасия, Арбитражному суду Республики Хакасия, Избирательной комиссии Республики Хакасия, Контрольно-счетной палате Республики Хакасия, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов, Съезду (Чыылыг) хакасского народа по вопросам их ведения, а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом.

При внесении законопроекта в Верховный Совет Республики Хакасия субъекты права законодательной инициативы должны соблюдать условия, установленные статьей 17, частью 7 статьи 19 Закона о нормативных правовых актах Республики Хакасия.

Необходимым условием внесения законопроекта в Верховный Совет Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы является  представление на бумажном и магнитном носителях:

- сопроводительного письма о внесении законопроекта в Верховный Совет Республики Хакасия субъектом (субъектами) права законодательной инициативы;

- текста проекта закона с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) проект закона;

- пояснительной записки к проекту закона, содержащей предмет законодательного регулирования, цель и краткую характеристику основных положений законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости его принятия;

- информации о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

- перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием данного закона Республики Хакасия;

- перечня предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона Республики Хакасия;

- финансово-экономического обоснования, содержащего:

1) в случае если проект закона оказывает влияние на доходы и (или) расходы республиканского бюджета Республики Хакасия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, – описание экономического эффекта от реализации проекта закона, оценку влияния (в том числе косвенного) реализации проекта закона на доходы и (или) расходы республиканского бюджета Республики Хакасия, а также расчеты в денежном выражении:

расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, в том числе бюджетных ассигнований с указанием направлений расходов (с их обоснованием) на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом закона, и сведений об источниках их финансового обеспечения в текущем финансовом году, в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода в случае, если срок реализации решений, предлагаемых к принятию проектом закона, выходит за пределы планового периода;

дополнительных расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом закона, с указанием источников их финансового обеспечения;

расходов из иных источников;

доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в случае, если решения, предлагаемые к принятию проектом закона, повлекут сокращение (увеличение) доходов (расходов) соответствующего бюджета;

увеличения (уменьшения) поступлений налогов (сборов), иных обязательных платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия;

дополнительных доходов (расходов) юридических и физических лиц, выраженных в снижении (увеличении) налогового бремени, иных расходов в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом закона;

2) в случае внесения проекта закона, реализация которого не повлечет дополнительных расходов, выпадающих доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, – указание на это, включая сведения об объеме и направлениях расходования средств республиканского бюджета Республики Хакасия по существующим видам расходных обязательств;

- заключения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия по проектам законов Республики Хакасия об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, по другим законопроектам Республики Хакасия, предусматривающим расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (при наличии);

- документов и материалов, предусмотренных статьями 20, 30 и 39 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (по проектам законов Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период; о внесении изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на текущий финансовый год и плановый период; об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за отчетный финансовый год);

- документов и материалов, подтверждающих согласие населения и соблюдение процедуры, установленной статьями 11 - 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по проекту закона Республики Хакасия об утверждении или изменении границ муниципального образования Республики Хакасия и (или) о преобразовании муниципального образования Республики Хакасия);

- документов и материалов, предусмотренных статьей 19 Закона Республики Хакасия от 05 мая 2004 года № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» (по проекту закона Республики Хакасия о внесении изменений в Реестр административно-территориальных единиц Республики Хакасия или в Реестр населенных пунктов Республики Хакасия).

В случае внесения Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия проекта закона Республики Хакасия, подлежащего оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 33 Закона о нормативных правовых актах Республики Хакасия, одновременно с указанным проектом закона в Верховный Совет Республики Хакасия представляется заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Республики Хакасия.

Проекты законов Республики Хакасия, подлежащие оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 33 Закона о нормативных правовых актах Республики Хакасия, внесенные иными субъектами права законодательной инициативы без заключения об оценке регулирующего воздействия, Верховный Совет Республики Хакасия в течение четырнадцати дней со дня их поступления направляет в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Хакасия для организации проведения оценки регулирующего воздействия.

При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы, являющимся коллегиальным органом (представительным органом муниципального образования Республики Хакасия, Верховным Судом Республики Хакасия, Арбитражным судом Республики Хакасия, Избирательной комиссией Республики Хакасия, Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия, объединениями профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов, Съездом (Чыылыг) хакасского народа), должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия по данному законопроекту.

В заключительных положениях проекта закона должен быть указан порядок вступления его в силу, а также перечень законов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона.

 

2.     Подготовка проекта закона к рассмотрению на сессии Верховного Совета Республики Хакасия

Проект закона считается внесенным в Верховный Совет Республики Хакасия со дня его регистрации со всеми приложениями к нему отделом организационно-документационного обеспечения Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия.

Зарегистрированный проект закона в день его регистрации передается Председателю Верховного Совета Республики Хакасия. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия либо по его поручению первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия не позднее дня, следующего за днем поступления законопроекта, определяет ответственный комитет (комиссию), в который направляет поступивший законопроект и приложения к нему.

По отдельным законопроектам, имеющим комплексный предмет регулирования, могут определяться несколько ответственных комитетов (комиссий), при этом устанавливается ответственный комитет (комиссия), координирующий работу над проектом закона.

Председатель Верховного Совета Республики Хакасия либо по его поручению первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, направляет поступивший законопроект и приложения к нему руководителю Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия. Не позднее следующего дня руководитель Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия направляет поступивший законопроект и приложения к нему в правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия и отдел финансово-бюджетной аналитики Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия для дачи заключений.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 25 января 2023 года № 1405-45 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» законопроект размещается на официальном сайте Верховного Совета Республики Хакасия в сети «Интернет» с указанием ответственного комитета (комиссии).

В течение трех рабочих дней со дня поступления законопроекта в ответственный комитет (комиссию) указанный комитет (комиссия) определяет соответствие законопроекта требованиям статей 51 и 52 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 марта 2024 года № 168-6 «О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Регламент), с учетом мнения правового отдела Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия и отдела финансово-бюджетной аналитики Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия. 

В случае выявления нарушения требований статей 51 и 52 Регламента Председатель Верховного Совета Республики Хакасия (первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия) по мотивированному предложению ответственного комитета (комиссии) возвращает законопроект и материалы к нему субъекту права законодательной инициативы.

Субъект права законодательной инициативы может вновь внести в Верховный Совет Республики Хакасия законопроект после устранения указанных нарушений.

В случае соответствия законопроекта требованиям Регламента ответственный комитет (комиссия) обеспечивает направление указанного законопроекта Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия (по законопроектам, требующим заключения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с частью четвертой статьи 86 Конституции Республики Хакасия), в Контрольно-счетную палату Республики Хакасия (по законопроектам, предусмотренным статьей 9 Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2011 года № 82-ЗРХ «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия»), в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (по законопроектам, содержащим нормы права, регулирующие социально-трудовые отношения), прокуратуру Республики Хакасия, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия для дачи заключения, а также при необходимости – членам экспертного совета при Верховном Совете Республики Хакасия по направлениям деятельности комитетов Верховного Совета Республики Хакасия.

Заключение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с частью четвертой статьи 86 Конституции Республики Хакасия представляется в Верховный Совет Республики Хакасия в течение двадцати календарных дней со дня поступления законопроекта в Правительство Республики Хакасия.

Контрольно-счетная палата Республики Хакасия, правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия и отдел финансово-бюджетной аналитики Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия представляют свои заключения в ответственный комитет (комиссию) в течение двадцати календарных дней со дня поступления к ним законопроекта. 

Указанный срок не применяется в случае внесения проекта закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проекта закона о внесении изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия, законопроектов, внесенных в Верховный Совет Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия, по которым имеется предложение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о рассмотрении их в первоочередном порядке, а также в исключительных случаях, не терпящих отлагательств, по предложению Председателя Верховного Совета Республики Хакасия. В этом случае срок представления заключений в ответственный комитет (комиссию) определяется Председателем Верховного Совета Республики Хакасия.

Внесение и рассмотрение проекта закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проекта закона о внесении изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия».

Замечания и предложения по законопроекту представляются субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет (комиссию) не позднее четырнадцати дней со дня размещения законопроекта на официальном сайте Верховного Совета Республики Хакасия в сети «Интернет».

Замечания и предложения к законопроекту вносятся субъектами права законодательной инициативы в виде поправок.

Поправки должны быть оформлены в виде таблицы с изложением в ней изменений и дополнений в текст законопроекта (его структурные единицы) или предложений об исключении конкретных структурных единиц законопроекта.

Сгруппированные в сводную таблицу поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета (комиссии), который может рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия принять или отклонить данные поправки при рассмотрении их на заседании Верховного Совета Республики Хакасия.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, вправе отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

Если субъектами права законодательной инициативы, внесшими законопроект, является группа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, то такой законопроект может быть отозван на основании письменного заявления, направленного всеми субъектами права законодательной инициативы, внесшими данный законопроект, сохранившими статус депутата Верховного Совета Республики Хакасия на момент отзыва законопроекта.

По результатам рассмотрения законопроекта ответственный комитет (комиссия) принимает одно из следующих решений:

- о внесении законопроекта на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия с предложением о его принятии в первом чтении без поправок или с поправками и рассмотрении его во втором (окончательном) чтении на этом же заседании Верховного Совета Республики Хакасия;

- о внесении законопроекта на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия с предложением о его принятии в первом чтении и продолжении работы над ним для рассмотрения его во втором чтении;

- о внесении законопроекта на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия с предложением о его отклонении.

В случае принятия решения о внесении законопроекта на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия ответственный комитет (комиссия):

- назначает содокладчика из состава членов комитета (комиссии);

- формирует пакет документов для рассмотрения на сессии Верховного Совета Республики Хакасия, включающий: 

проект закона и приложения к нему; 

подготовленные ответственным комитетом (комиссией) проекты постановлений Верховного Совета Республики Хакасия о принятии проекта закона в первом чтении, принятии закона либо об отклонении проекта закона; 

заключение ответственного комитета (комиссии) с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного проекта закона; 

решение ответственного комитета (комиссии); поправки, предварительно согласованные с правовым отделом Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия (при наличии).

По результатам рассмотрения законопроекта на заседании ответственный комитет (комиссия) вправе принять решение о внесении законопроекта на рассмотрение Президиума Верховного Совета Республики Хакасия с мотивированным предложением о снятии с дальнейшего рассмотрения Верховным Советом Республики Хакасия законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы, утратившим такой статус до рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Субъект права законодательной инициативы вправе представлять иные обосновывающие необходимость принятия законопроекта документы как при его внесении в Верховный Совет Республики Хакасия, так и на любой стадии рассмотрения законопроекта.

Субъект права законодательной инициативы (его представитель) вправе участвовать в заседаниях ответственного комитета (комиссии) при рассмотрении внесенного им законопроекта, обосновывать необходимость его принятия, давать пояснения по основным его положениям, отвечать на вопросы участвующих в заседании, мотивировать возражения по сделанным к нему замечаниям; входить в состав рабочих групп, создаваемых ответственным комитетом (комиссией).

Председатель ответственного комитета (комиссии) заблаговременно информирует субъект права законодательной инициативы (его представителя) о дате, времени и месте проведения заседания комитета (комиссии), на котором будет рассматриваться внесенный им законопроект.

 

3.     Рассмотрение законопроекта в первом чтении 

Законопроект рассматривается Верховным Советом Республики Хакасия не менее чем в двух чтениях, если иное не предусмотрено Законом о нормативных правовых актах Республики Хакасия.

Рассмотрение законопроекта Верховным Советом Республики Хакасия в первом чтении начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы (его представителя) и содоклада представителя ответственного комитета (комиссии).

Доклад должен содержать цели и краткую характеристику законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия законопроекта, его основные положения.

Содоклад должен содержать позицию ответственного комитета (комиссии) относительно законопроекта, содержание поправок к законопроекту (при наличии), а также мотивированное обоснование необходимости его принятия или отклонения.

Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетам (комиссиям) Верховного Совета Республики Хакасия, то заслушиваются также доклады тех комитетов (комиссий) Верховного Совета Республики Хакасия, которые не согласны с необходимостью его принятия.

Если субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, является депутат Верховного Совета Республики Хакасия, утративший такой статус на момент рассмотрения законопроекта, то докладчиком по законопроекту является представитель ответственного комитета (комиссии).

При рассмотрении Верховным Советом Республики Хакасия законопроекта в первом чтении его обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

После доклада по обсуждаемому законопроекту выступает представитель ответственного комитета (комиссии) или представители комитетов (комиссий) Верховного Совета Республики Хакасия, являющихся соисполнителями.

После представления законопроекта он принимается за основу большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта за основу не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без проведения дополнительного голосования о его отклонении, о чем оформляется постановление Верховного Совета Республики Хакасия.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы с приложением копии постановления Верховного Совета Республики Хакасия об отклонении.

Поправки рассматриваются Верховным Советом Республики Хакасия только при наличии решения ответственного комитета (комиссии) по ним.

Ответственный комитет (комиссия) информирует о принятых решениях по каждой поправке. Если поправка была рекомендована к отклонению ответственным комитетом (комиссией), то автору для обоснования содержания поправки предоставляется слово до трех минут. После этого проводится голосование по поправке.

Решение о принятии поправки принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Если по итогам голосования предложение о принятии поправки не набрало необходимого числа голосов, то поправка считается отклоненной без проведения дополнительного голосования.

После обсуждения законопроекта в первом чтении Верховный Совет Республики Хакасия большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия может принять одно из следующих решений, оформленное постановлением Верховного Совета Республики Хакасия:

- принять законопроект в первом чтении и представить его для рассмотрения во втором чтении с установлением срока представления поправок к законопроекту;

- отклонить законопроект.

Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то ответственный комитет (комиссия) продолжает работу над законопроектом в соответствии с Регламентом.

Если после повторного рассмотрения в первом чтении доработанного законопроекта по итогам голосования предложение о принятии в первом чтении законопроекта вновь не набрало необходимого числа голосов, то законопроект считается отклоненным без дополнительного голосования об отклонении, о чем оформляется постановление Верховного Совета Республики Хакасия. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы с приложением копии постановления Верховного Совета Республики Хакасия об отклонении.

В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета (комиссии) о принятии закона при наличии правовой и лингвистической экспертизы.

Если имеются возражения против такого предложения, председательствующий предоставляет до трех минут для обоснования заявленных возражений. Представитель ответственного комитета (комиссии) вправе высказать мнение ответственного комитета (комиссии) по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом (комиссией) не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета (комиссии) о принятии закона. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в соответствии с Регламентом.

При внесении альтернативных законопроектов Верховный Совет Республики Хакасия рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Не принятые Верховным Советом Республики Хакасия альтернативные законопроекты считаются отклоненными без дополнительного голосования, о чем оформляется постановление Верховного Совета Республики Хакасия.

Отклоненный законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы с приложением копии постановления Верховного Совета Республики Хакасия об отклонении.

Законопроект, принятый Верховным Советом Республики Хакасия в первом чтении, в течение семи дней направляется для дальнейшей работы над ним депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы и направляются в ответственный комитет (комиссию) до окончания срока, установленного для их подачи. Поправки, внесенные по окончании установленного срока, ответственным комитетом (комиссией) не рассматриваются.

 

4.     Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, ответственным комитетом (комиссией) представляются сгруппированные в сводную таблицу поправки (при наличии).

Если по мнению ответственного комитета (комиссии) подготовка законопроекта к рассмотрению Верховным Советом Республики Хакасия во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил свою актуальность, ответственный комитет (комиссия) вносит на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия мотивированное решение, содержащее предложение об отклонении данного законопроекта.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении представитель ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета Республики Хакасия вносит на обсуждение поправки, поступившие к законопроекту, сгруппированные в таблицу. Решение о принятии поправки принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

После рассмотрения законопроекта во втором чтении Верховный Совет Республики Хакасия большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия может принять одно из следующих решений, которое оформляется постановлением Верховного Совета Республики Хакасия:

- о принятии закона;

- об отклонении законопроекта.

Законопроект, не набравший большинство голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, возвращается в ответственный комитет (комиссию) для дальнейшей работы над законопроектом в соответствии с Регламентом.

Если после повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по итогам голосования предложение о принятии во втором чтении законопроекта вновь не набрало необходимого числа голосов, то законопроект считается отклоненным без дополнительного голосования об отклонении, о чем оформляется постановление.

Отклоненный законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы с приложением копии постановления Верховного Совета Республики Хакасия об отклонении.

Законы Республики Хакасия принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

 

5.     Порядок рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики Хакасия

Изменения и дополнения Конституции Республики Хакасия принимаются Верховным Советом Республики Хакасия в форме конституционных законов, которые принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия могут внести в Верховный Совет Республики Хакасия:

- не менее одной трети депутатов Верховного Совета Республики Хакасия;

- Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия;

- не менее пяти процентов граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Хакасия, обладающих избирательным правом.

Внесенные в Верховный Совет Республики Хакасия предложения об изменении Конституции Республики Хакасия в течение десяти дней направляются для рассмотрения в конституционную комиссию Республики Хакасия.

Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия рассматриваются конституционной комиссией Республики Хакасия не позднее одного месяца со дня их поступления. Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики Хакасия предлагает Верховному Совету Республики Хакасия либо подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Хакасия.

Решение Верховного Совета Республики Хакасия по одному из вышеуказанных вариантов оформляется постановлением Верховного Совета Республики Хакасия. Если предложение о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия будет поддержано большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, то не позднее одного месяца со дня принятия Верховным Советом Республики Хакасия постановления о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Хакасия конституционная комиссия Республики Хакасия разрабатывает проект конституционного закона Республики Хакасия, который своим решением направляет субъектам права законодательной инициативы, установленным пунктами «а», «б» части первой статьи 134 Конституции Республики Хакасия, для его последующего внесения в Верховный Совет Республики Хакасия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Хакасия и Регламентом.

Внесенный в Верховный Совет Республики Хакасия проект конституционного закона Республики Хакасия о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия (далее – проект конституционного закона Республики Хакасия) рассматривается в трех чтениях. Первое и второе чтения проходят в порядке, предусмотренном статьями 56 - 60 Регламента, если иное не установлено в настоящей статье.

Проект конституционного закона Республики Хакасия считается принятым в первом чтении, если за его принятие проголосовало квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Принятый в первом чтении проект конституционного закона Республики Хакасия направляется ответственным комитетом в правовую службу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия для проведения правовой экспертизы на соответствие проекта конституционного закона Республики Хакасия федеральному законодательству.

Поправки к проекту конституционного закона Республики Хакасия, принятому в первом чтении, вправе вносить Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия, группа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия численностью не менее пяти человек. Указанные поправки должны быть взаимосвязаны с текстом данного проекта конституционного закона Республики Хакасия. Поправка к проекту конституционного закона Республики Хакасия считается принятой, если за ее принятие проголосовало квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Проект конституционного закона Республики Хакасия считается принятым во втором чтении, если за его принятие проголосовало квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

При рассмотрении на заседании Верховного Совета Республики Хакасия проекта конституционного закона Республики Хакасия в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению проекта конституционного закона Республики Хакасия в целом либо к обсуждению его отдельных положений, глав, статей.

 

6.     Подписание и вступление закона в силу

Принятые законы Республики Хакасия оформляются ответственным комитетом (комиссией) совместно с Аппаратом Верховного Совета Республики Хакасия и направляются для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия в течение семи дней со дня принятия закона Республики Хакасия с приложением постановлений Верховного Совета Республики Хакасия о принятии закона Республики Хакасия.

Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение четырнадцати календарных дней со дня его получения. В случае отклонения закона Республики Хакасия Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия отклоненный закон возвращается в Верховный Совет Республики Хакасия с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

 

7.     Повторное рассмотрение законопроектов, отклоненных Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия

Законы Республики Хакасия, отклоненные Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия, рассматриваются Верховным Советом Республики Хакасия в следующем порядке:

- выступление Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия либо его первого заместителя (заместителя) или полномочного представителя Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия о мотивах решения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия об отклонении закона Республики Хакасия;

- изложение заключения ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета Республики Хакасия;

- обсуждение вопроса депутатами Верховного Совета Республики Хакасия;

- заключительное слово Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия либо его первого заместителя (заместителя) или полномочного представителя Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия;

- принятие Верховным Советом Республики Хакасия одного из следующих решений:

согласиться с мотивами решения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и снять закон Республики Хакасия с дальнейшего рассмотрения Верховным Советом Республики Хакасия;

принять закон Республики Хакасия с учетом предложений (поправок) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия (решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия по каждому предложению (поправке) отдельно);

создать согласительную комиссию для разрешения возникших разногласий и предложить Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия направить для работы в ней своих представителей (решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия);

одобрить закон Республики Хакасия в ранее принятой редакции (решение принимается квалифицированным большинством голосов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия);

- выработка согласительной комиссией (в случае принятия решения о ее создании) согласованной редакции закона Республики Хакасия в следующем порядке:

принятие решения по каждому предложению (поправке) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия отдельно по принципу «одна сторона – один голос» (решение считается принятым согласительной комиссией при едином мнении сторон); 

передача согласительной комиссией закона Республики Хакасия в согласованной редакции (с протоколом и сопоставительной таблицей) на повторное рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия;

- повторное рассмотрение Верховным Советом Республики Хакасия закона Республики Хакасия в согласованной согласительной комиссией редакции (решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия);

- направление в течение семи дней Верховным Советом Республики Хакасия принятого или одобренного в ранее принятой редакции закона Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия.

В случае отклонения хотя бы одного предложения (поправки) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия может принять решение о продолжении работы над законом Республики Хакасия, поручив ее ответственному комитету (комиссии).

Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия и подлежит подписанию и обнародованию в течение семи дней со дня его получения.

Конституция Республики Хакасия 
(в ред. Конституционных законов Республики Хакасия от 17.02.1998 № 20, от 17.11.1998 № 40, от 05.09.2000 № 122, от 21.11.2000 № 128, от 10.12.2001 № 58, от 10.02.2003 № 1, от 01.07.2003 № 41, от 27.02.2004 № 02, от 05.07.2005 № 36-ЗРХ, от 26.06.2006 № 20-ЗРХ, от 13.04.2007 № 19-ЗРХ, от 08.06.2010 № 52-ЗРХ, от 03.11.2010 № 100-ЗРХ, от 24.02.2012 № 01-ЗРХ, от 27.06.2012 № 51-ЗРХ, от 08.04.2015 № 19-ЗРХ, от 11.11.2019 № 64-ЗРХ, от 09.02.2021 № 01-ЗРХ, от 22.07.2022 № 54-ЗРХ)