Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

49-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

2023-06-07 03:00:00

Вопрос № 12

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»

Докладывает:

Челтыгмашев Роман Абрекович

председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям

Материалы по рассматриваемому вопросу:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

 

О Законе Республики Хакасия

«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов 

в Республике Хакасия»

 

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять Закон Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия».

2. Направить указанный Закон Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для подписания и обнародования.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 июня 2023 года

№ 1510-49

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

 

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7

«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов 

в Республике Хакасия»

 

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять в первом чтении проект закона Республики Хакасия              № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия», внесенный депутатом Верховного Совета Республики Хакасия Р.А. Челтыгмашевым.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 июня 2023 года

№ 1509-49

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7

«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов 

в Республике Хакасия»

 

Рассмотрев проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия», внесенный депутатом Верховного Совета Республики Хакасия Р.А. Челтыгмашевым, 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» считать представленным.

2. Направить указанный проект закона Республики Хакасия депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы, в комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Хакасия для подготовки замечаний и предложений, а также в правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия для дачи заключения.

Назначить ответственным в работе над проектом закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям, в который направить до 30 мая 2023 года замечания и предложения.

3. Направить проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на заключение Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия в соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия. 

4. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям с учетом поступивших замечаний и предложений подготовить указанный проект закона Республики Хакасия к рассмотрению в первом чтении на очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

17 мая 2023 года

 

№ 146-п

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ


ДЕПУТАТ

Верховного Совета Республики Хакасия

седьмого созыва

(2018-2023 гг.)

 

 

04 мая 2023 года

 

Верховный Совет

Республики Хакасия

 

 

В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия и статьей 16 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» в порядке законодательной инициативы вношу на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия проект закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия».

 

Приложение: на 11 л.:

- проект закона на 5 л.;

- пояснительная записка на 2 л.;

- информация о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования на 1 л.;

- перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на 1 л.;

- перечень предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на 1 л.;

 - финансово-экономическое обоснование проекта закона на 1 л.

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

Вносится депутатом

Верховного Совета

Республики Хакасия

Р.А. Челтыгмашевым

 

Проект № 15-37/47-7

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ 

ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

 

Принят Верховным Советом Республики Хакасия ___ _____________ 2023 года

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Настоящий Закон в соответствии со статьями 261, 561 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отдельные вопросы реализации инициативных проектов в Республике Хакасия, выдви­гаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соот­ветственно - инициативные проекты, республиканский бюджет).

2. Содержащиеся в настоящем Законе понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Статья 2. Требования к составу сведений, которые должен содержать инициативный проект

 

Инициативный проект должен содержать следующие сведения:

1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;

2) обоснование предложений по решению указанной проблемы;

3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализа­ции инициативного проекта;

4) предварительный расчет с обоснованием необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;

5) планируемые сроки реализации инициативного проекта (срок реали­зации инициативного проекта не может превышать один год);

6) указание на объем средств местного бюджета в случае использования этих средств в целях реализации инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;

7) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации инициативного проекта;

8) указание на объем средств республиканского бюджета, необходимый для реализации инициативного проекта;

9) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответ­ствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представи­тельного органа муниципального образования;

10) иные сведения, предусмотренные постановлением Правительства Республики Хакасия.

 

Статья 3. Внесение инициативного проекта и его рассмотрение местной администрацией муниципального образования

 

1. Инициативный проект вносится инициаторами проекта на рассмотре­ние в местную администрацию муниципального образования, на территории или части территории которого предлагается его реализовать (далее - мест­ная администрация).

Порядок выдвижения, внесения и обсуждения инициативных проектов, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Республики Хакасия в соответствии с Феде­ральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Приоритетные направления реализации инициативных проектов опре­деляются постановлением Правительства Республики Хакасия.

3. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению мест­ной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения.

Для рассмотрения инициативных проектов местной администрацией формируется коллегиальный орган (комиссия).

Порядок формирования и деятельности коллегиального органа (комис­сии) определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с типовым положением о кол­легиальном органе (комиссии), утвержденным постановлением Правитель­ства Республики Хакасия.

4. Коллегиальный орган (комиссия) рассматривает инициативный про­ект в соответствии с порядком рассмотрения инициативных проектов, утвер­жденным постановлением Правительством Республики Хакасия, с учетом критериев, установленных частью 4 статьи 4 настоящего Закона.

Рассмотрение инициативного проекта осуществляется с участием пред­ставителей инициаторов проекта.

5. Местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно из следующих решений:

1) поддержать инициативный проект и направить для рассмотрения в исполнительный орган Республики Хакасия, уполномоченный Правитель­ством Республики Хакасия на организацию проведения конкурсного отбора инициативных проектов (далее - уполномоченный орган);

2) отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициато­рам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 261 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации».

 

Статья 4. Рассмотрение инициативных проектов уполномоченным органом. Порядок и критерии конкурсного отбора инициативных проектов

 

1. Местная администрация направляет поддержанные инициативные проекты в уполномоченный орган в сроки установленные постановлением Правительства Республики Хакасия.

2. Порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе порядок проведения конкурсного отбора инициативных проектов, определяется по­становлением Правительства Республики Хакасия в части, неурегулирован­ной настоящей статьей.

3. Конкурсный отбор инициативных проектов проводится межведом­ственной комиссией по проведению конкурсного отбора инициативных про­ектов (далее - межведомственная комиссия). В состав межведомственной комиссии входят депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, предста­вители исполнительных органов Республики Хакасия, представители органов местного самоуправления, представители общественных объединений и иных органов, организаций.

Положение о деятельности межведомственной комиссии и ее персо­нальный состав утверждаются постановлением Правительства Республики Хакасия.

4. Межведомственная комиссия осуществляет конкурсный отбор иници­ативных проектов с учетом следующих критериев:

1) актуальность инициативного проекта;

2) степень участия муниципального образования, граждан, индивиду­альных предпринимателей, юридических лиц в реализации инициативного проекта, в том числе степень имущественного и (или) трудового участия;

3) социальная эффективность от реализации инициативного проекта, в том числе удельный вес населения - благополучателей (в процентах от обще­го числа жителей муниципального образования);

4) приоритетное направление реализации инициативного проекта, опре­деленные постановлением Правительства Республики Хакасия.

5. По результатам конкурсного отбора инициативного проекта межве­домственная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) поддержать инициативный проект;

2) отказать в поддержке инициативного проекта с указанием причин от­каза.

6. Межведомственная комиссия принимает решение об отказе в под­держке инициативного проекта по одному из следующих оснований:

1) несоответствие инициативного проекта требованиям федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия;

2) невозможность реализации инициативного проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;

3) отсутствие в составе источников финансового обеспечения реализа­ции инициативного проекта инициативных платежей;

4) наличие мероприятия, в целях реализации которого подготовлен ини­циативный проект, в государственных программах Республики Хакасия;

5) признание инициативного проекта не прошедшим конкурсный отбор.

7. Решение межведомственной комиссии о поддержке инициативного проекта является основанием для предоставления межбюджетных трансфер­тов из республиканского бюджета на финансовую поддержку реализации инициативных проектов в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с бюд­жетным законодательством Российской Федерации (далее - финансовая под­держка реализации инициативных проектов).

 

Статья 5. Финансовая поддержка инициативных проектов за счет средств республиканского бюджета

 

1. В законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований на финансовую поддержку реализа­ции инициативных проектов.

Финансовая поддержка реализации инициативных проектов предостав­ляется при условии включения в состав источников финансового обеспече­ния реализации инициативного проекта инициативных платежей, доля кото­рых должна составлять не менее 10 процентов от общей суммы реализации инициативного проекта.

2. Максимальное количество инициативных проектов и общая предель­ная сумма финансирования инициативных проектов устанавливаются еже­годно Правительством Республики Хакасия исходя из общей суммы средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период для финансовой поддерж­ки реализации инициативных проектов.

3. Предельный размер межбюджетных трансфертов местному бюджету, предоставляемых из республиканского бюджета на реализацию одного ини­циативного проекта, не может превышать двух миллионов рублей.

Доля финансирования реализации инициативного проекта из местного бюджета формируется, в том числе за счет инициативных платежей.

4. Порядок предоставления и распределения межбюджетных трансфер­тов из республиканского бюджета местному бюджету на финансовую под­держку реализации инициативных проектов устанавливается постановлением Правительства Республики Хакасия в соответствии с бюджетным законода­тельством Российской Федерации.

 

Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 5 настоящего Закона.

2. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2024 года и применяется к правоотношениям, возникающим начиная с составления и ис­полнения республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

 

 

Глава Республики Хакасия -

Председатель Правительства

Республики ХакасияВ.О. Коновалов

 

г. Абакан

____ ____________ 2023 года

№ _________
 

Пояснительная записка

к проекту закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах 

реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»

 

Настоящий законопроект разработан в целях содействия муниципаль­ным образованиям Республики Хакасия (далее - муниципальные образова­ния) в решении вопросов местного значения, вовлечения граждан, прожива­ющих на территории муниципальных образований или их части, индивиду­альных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою дея­тельность на территории муниципальных образований, в решение вопросов местного значения, выявления наиболее актуальных социально значимых проблем, требующих решения на территории муниципального образования или его части.

Президентом Российской Федерации в очередном Послании Федераль­ному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года было отме­чено, что «огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем играет местное самоуправление - самый близкий к людям уровень публичной власти. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны» и дано поручение Администрации Прези­дента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Феде­рации представить предложения по созданию инструментов прямой под­держки лучших управленческих команд, практик в крупных, средних и не­больших муниципалитетах.

Законопроект направлен на реализацию положения Послания Президен­та Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года относительно обеспечения условий для активного уча­стия граждан в улучшении условий жизни в городах, районах, сельских посе­лениях, учитывая их готовность брать на себя ответственность за конкретные дела, и то, что зачастую они лучше знают, что и как необходимо сделать для улучшения условий жизни на местном уровне.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отноше­ния, связанные с поддержкой за счет межбюджетных трансфертов из респуб­ликанского бюджета Республики Хакасия лучших практик в муниципальных образованиях Республики Хакасия по выдвижению, отбору и реализации инициативных проектов граждан.

В республике в настоящее время ни в одном из муниципальных образо­ваний не реализуются инициативные проекты. Одной из причин сложившей­ся ситуации является отсутствие нормативного правового акта, устанавлива­ющего требования к составу сведений, которые должны содержать эти ини­циативные проекты, порядок их рассмотрения, в том числе основания для от­каза в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора для инициа­тивных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Статья 261 Федерального закона № 131-ФЗ введена в действие с 01 янва­ря 2021 года, однако до настоящего времени в Республике Хакасия не оказы­вается финансовая поддержка инициативных проектов за счет межбюджет­ных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Законопроектом на основании части 10 статьи 261 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный зако­на № 131-Ф3) предлагается установить требования к составу сведений, кото­рые должны содержать инициативные проекты, выдвигаемые для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республикан­ского бюджета Республики Хакасия, порядок их рассмотрения, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбо­ра в отношении указанных инициативных проектов.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации наработан большой опыт применения инициативных проектов во многих сферах (бла­гоустройство территорий, объекты культуры, транспортная инфраструктура, объекты для культурно-массовых и спортивных мероприятий, сохранение природного и культурного наследия; социальное обслуживание, бытовые услуги и др.). В частности, законами Иркутской области, Кемеровской обла­сти, Челябинской области предусматривается возможность софинансирова- ния инициативных проектов из регионального бюджета в соответствии со статьей 261 Федерального закона № 131-ФЗ.

Принятие законопроекта, позволит создать правовые основы для обеспе­чения развития в Республике Хакасия практики непосредственного участия граждан в определении приоритетных направлений расходования бюджет­ных средств путем разработки и внесения в уполномоченный исполнитель­ный орган Республики Хакасия инициативных проектов, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований или их частей, и их реализации. При этом обя­зательным элементом реализации проектов инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия граждан в реализации этих про­ектов и общественном контроле за их реализацией.

 

 


Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев

Информация 

о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования

 

Общественные отношения, охватываемые проектом закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Рес­публике Хакасия», в настоящее время регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3) Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) Конституцией Республики Хакасия;

5) Закон Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-3PX «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хака­сия

 

 


Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев

Перечень

законов и иных нормативных правовых актов, 

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению 

или изменению в связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных

 вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»

 

 

В связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопро­сах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» не потребу­ется признание утратившими силу, приостановление или изменение законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев

Перечень

предложений по разработке нормативных правовых актов, 

принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия 

«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»

 

 

Для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» потребуется принятие постановлений Правительства Республики Хакасия:

-  утверждающих типовое положение о коллегиальном органе (комиссии) в муниципальном образовании, порядок рассмотрения инициативных проек­тов коллегиальным органом (комиссией) и положение о деятельности межве­домственной комиссии и ее персональный состав,

 - устанавливающих сроки направления местной администрацией под­держанных инициативных проектов в уполномоченный орган, приоритетные направления реализации инициативных проектов, порядок рассмотрения инициативных проектов уполномоченным органом и межведомственной ко­миссией, в том числе порядок проведения конкурсного отбора инициативных проектов, максимальное количество инициативных проектов и общую пре­дельную сумму финансирования инициативных проектов, порядок предо­ставления и распределения межбюджетных трансфертов из республиканско­го бюджета местному бюджету на финансовую поддержку реализации ини­циативных проектов.

 

 


Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев

Финансово-экономическое обоснование

проекта закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации 

инициативных проектов в Республике Хакасия»

 

Для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» потребуются до­полнительные финансовые затраты бюджета Республики Хакасия.

Законопроектом предлагается определить, что предельный размер суб­сидии местному бюджету, предоставляемой из республиканского бюджета на реализацию одного инициативного проекта, не может превышать двух мил­лионов рублей. Максимальное количество инициативных проектов и общая предельная сумма финансирования инициативных проектов устанавливаются ежегодно Правительством Республики Хакасия исходя из общей суммы средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период для финансиро­вания инициативных проектов.

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев