Фото: Верховный Совет Республики Хакасия
Предложение об исключении Хакасии из состава российских субъектов, на территории которых при реализации региональных инвестиционных проектов не требуется включение организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, рассмотрел на первом после парламентских каникул заседании Президиум Верховного Совета Хакасии.
С инициативой к депутатам разработать проект федерального закона «О внесении изменения в статью 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» для внесения Верховным Советом в Государственную Думу России выступил Глава Хакасии Виктор Зимин. Представила законодательную идею министр финансов Хакасии Ирина Войнова.
Напомним, Хакасия была включена в этот состав в 2014 году благодаря усилиям депутата Государственной Думы Надежды Максимовой и занимавшей в те годы должность министра экономики Хакасии Татьяны Красновой. Основной целью включения в состав регионов, в который входили субъекты Дальнего Востока и часть регионов Сибирского федерального округа, – повысить инвестиционную привлекательность Хакасии, стимулировать новое производство, дать толчок для развития существующих. Реестр участников региональных инвестиционных проектов утверждается минэкономразвития России, и регионы по своему усмотрению могли включать в него организации тех отраслей экономики, которые необходимо было развивать. Благодаря попаданию в реестр организации могли получать преференции по налогу на прибыль – в течение первых пяти лет они освобождались от его уплаты, в течение последующей пятилетки ставка налога была существенно снижена. Льготы распространялись также на налог на добычу полезных ископаемых.
Предложение Главы Хакасии выйти с законодательной инициативой и исключить наш регион из перечня субъектов вызвано принятыми изменениями на федеральном уровне. Вследствие одобренных поправок, внесенных в главу 3.3 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 23.05.2016 № 144-ФЗ, кардинально поменялась концепция режима налоговых преференций при реализации региональных инвестиционных проектов - все российские субъекты получили возможность использования льготного налогового режима с момента включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, упростились условия получения статуса участника региональных инвестиционных проектов - теперь не требуется формального согласования с региональными властями.
В результате организации-недропользователи в случае выполнения требований к минимальному объему капитальных вложений (50 млн. рублей в течение трех лет) могут обратиться в налоговые органы и получить налоговые преференции по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых без включения в данный реестр, что неминуемо скажется на доходной базе бюджета Хакасии.
В этом случае, возможные выпадающие доходы республиканского бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых в текущем году составят 699 млн. рублей. За весь период предоставления льготы (10 лет) - более 4 млрд. 194 млн. рублей.
«Мы были обескуражены тем, что поправками в 2016 году были утверждены обороты предприятия, действовавшие в 2013 году, то есть объемы капитальных вложений, которые дают право на получение льготного режима, за три года должны составлять всего 50 миллионов рублей, - высказал обеспокоенность заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии Сергей Комаров. - В результате любое предприятие, совершив вскрышные работы, приобретя технику, может уже обратиться за получением льготного режима налогообложения. А это минус 700-800 миллионов в год с одного предприятия и 5 миллиардов суммарно со всех предприятий».
Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев согласился с озвученными аргументами и предложил включить рассмотрение этого вопроса на сентябрьской сессии: «Инициатива Главы Хакасии абсолютно объективная. Необходимо рассмотреть предложение на ближайшей сессии и поддержать его».