Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Информация о законодательном процессе

1. Внесение законодательной инициативы

В соответствии со статьей 86  Конституции Республики Хакасия право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, представительным органам местного самоуправления в Республике Хакасия. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Хакасия, Верховному Суду Республики Хакасия, Арбитражному суду Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, Избирательной комиссии Республики Хакасия, Контрольно-счетной палате Республики Хакасия, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов, Съезду (Чыылыг) хакасского народа по вопросам их ведения, а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом.

Необходимым условием внесения законопроекта в Верховный Совет в порядке законодательной инициативы является представление на бумажном и магнитном носителях:

  • сопроводительного письма;
  • текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;
  • пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и цель законопроекта;
  • информации о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
  • перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного конституционного закона Республики Хакасия, закона Республики Хакасия;
  • перечня предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
  • финансово-экономического обоснования;
  • заключения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия (по законопроектам, предусмотренным частью четвертой статьи 86 Конституции Республики Хакасия);
  • документов и материалов, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Хакасия от 7 декабря 2007 года № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия») (по проекту закона Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
  • документов и материалов, предусмотренных статьей 30 Закона Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (по проекту закона Республики Хакасия о внесении изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период);
  • документов и материалов, предусмотренных статьей 39 Закона Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (по проекту закона Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год).

При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы, являющимся коллегиальным органом (представительным органом муниципального образования Республики Хакасия, Конституционным судом Республики Хакасия, Верховным Судом Республики Хакасия, Арбитражным судом Республики Хакасия, Избирательной комиссией Республики Хакасия, Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия), должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Верховном Совете по данному законопроекту.

Непосредственно в текст внесенного в Верховный Совет законопроекта должны быть включены следующие положения:

  • о сроках и порядке вступления в силу закона Республики Хакасия;
  • об отмене ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или изменениях и дополнениях в них в связи с принятием данного закона.

 

2. Подготовка проекта закона к рассмотрению на сессии Верховного Совета Республики Хакасия

Проект закона, поступивший в Верховный Совет, подлежит обязательной регистрации в отделе документационного обеспечения Аппарата Верховного Совета и передается Председателю Верховного Совета Республики Хакасия, который направляет законопроект в соответствующий комитет (комиссию) для предварительной оценки, в правовой отдел Аппарата Верховного Совета для проверки выполнения субъектами права законодательной инициативы требований статей 59 – 61 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия (далее – Регламент).

Законопроект с заключениями соответствующего комитета (комиссии) и правового отдела Аппарата Верховного Совета подлежит рассмотрению Президиумом Верховного Совета.

Если представленный проект закона не отвечает требованиям статей 59 – 61 Регламента, такой законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований.

В случае соответствия законопроекта требованиям настоящего Регламента Президиум Верховного Совета не позднее четырнадцати дней до начала сессии принимает решение о назначении ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета по законопроекту и направлении его Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, депутатам Верховного Совета и иным субъектам права законодательной инициативы, в правовой отдел Аппарата Верховного Совета, а в случае необходимости - на иную специализированную экспертизу, для подготовки замечаний, предложений, заключений по законопроекту с установлением конкретных сроков их представления в Верховный Совет. Если по мнению ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета законопроект содержит нормы права, регулирующие социально-трудовые отношения, Президиум Верховного Совета в порядке, установленном в настоящей части, принимает решение о направлении законопроекта в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Президиум Верховного Совета может принять решение об опубликовании в средствах массовой информации законопроекта, представляемого к рассмотрению на сессии Верховного Совета в первом чтении.

Замечания, предложения и заключения по законопроекту, поступающие в ответственный комитет (комиссию), обобщаются им (составляется таблица поправок) и рассматриваются на его заседании с участием членов рабочей группы по подготовке законопроекта, представителей государственных и общественных организаций, внесших данные предложения и заключения. Члены рабочей группы по подготовке законопроекта, представители государственных и общественных организаций участвуют при обсуждении законопроекта на заседаниях ответственного комитета (комиссии) с правом совещательного голоса.

Комитеты (комиссии) Верховного Совета, участвовавшие в работе над законопроектом, в случае возникновения между ними разногласий по поводу содержания законопроекта или целесообразности работы над ним, принимают меры к достижению согласия, для чего распоряжением Председателя Верховного Совета Республики Хакасия или его первого заместителя может быть образована согласительная комиссия. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Президиума Верховного Совета.

Обсуждение законопроекта в комитетах (комиссиях) Верховного Совета происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, вправе по результатам предварительного обсуждения:

  • внести изменения в текст законопроекта;
  • отозвать внесенный им законопроект на основании своего письменного заявления.

Законопроект и все поступившие поправки к нему подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета (комиссии), который принимает решение о принятии поправок или об их отклонении. По результатам принятых решений комитет (комиссия) готовит сводную таблицу поправок.

 

3. Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Президиум Верховного Совета принимает решение о представлении законопроекта к рассмотрению на сессии Верховного Совета.

Рассмотрение законопроектов Верховным Советом осуществляется, как правило, в двух чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.

Рассмотрение законопроекта Верховным Советом в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета.

Доклад должен содержать:

  • общую концепцию законопроекта;
  • обоснование необходимости его принятия;
  • основные положения законопроекта.

При рассмотрении Верховным Советом законопроекта в первом чтении его обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

После доклада по обсуждаемому законопроекту выступает представитель ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета или представители комитетов (комиссий) Верховного Совета, являющихся соисполнителями. Изменения и иные предложения к проекту закона вносятся депутатами и иными субъектами права законодательной инициативы в виде поправок. Поправки рассматриваются Верховным Советом только при наличии решения ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета.

После представления законопроекта он принимается за основу для рассмотрения большинством голосов от числа избранных депутатов.

Докладчик (инициатор законопроекта) информирует о принятых ответственным комитетом (комиссией) Верховного Совета решениях по каждой поправке. Если поправка была отклонена ответственным комитетом (комиссией) Верховного Совета, то ее автору для обоснования содержания поправки предоставляется слово до трех минут. После этого проводится голосование по поправке.

Решение о принятии поправки принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

После обсуждения законопроекта в первом чтении Верховный Совет может принять одно из следующих решений:

- принять законопроект в первом чтении и представить его для рассмотрения во втором чтении с учетом высказанных предложений и замечаний;

  • принять законопроект в первом чтении и вынести его на всенародное обсуждение;
  • отклонить законопроект с предложением о пересмотре его основных положений, подготовке новой редакции;
  • отклонить законопроект ввиду нецелесообразности его принятия.

Решение Верховного Совета об отклонении законопроекта должно быть мотивированным.

В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета (комиссии) о принятии закона, исключая процедуру второго чтения, при наличии правовой и лингвистической экспертизы.

Если имеются возражения против такого предложения, председательствующий предоставляет представителю ответственного комитета (комиссии) и авторам возражений до трех минут каждому для обоснования своих позиций. Представитель ответственного комитета (комиссии) вправе высказать мнение ответственного комитета (комиссии) по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом (комиссией) не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета (комиссии) о принятии закона, исключая процедуру второго чтения. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного общего числа депутатов Верховного Совета. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.

Законопроект, принятый Верховным Советом в первом чтении, в течение четырнадцати дней направляется в электронной форме для дальнейшей работы над ним депутатам, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и другим субъектам права законодательной инициативы.

 

4. Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом (комиссией) Верховного Совета представляется таблица поправок к законопроекту.

В случае если по мнению ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета подготовка законопроекта к рассмотрению Верховным Советом во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил свою актуальность, ответственный комитет (комиссия) Верховного Совета вносит на рассмотрение Верховного Совета мотивированное предложение об отклонении данного законопроекта.

Рассмотрение предложения ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, начинается с доклада представителя ответственного комитета. Докладчик сообщает о ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении и мотивах внесения предложения ответственного комитета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении.

После выступления докладчика на голосование ставится проект постановления Верховного Совета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае если Верховный Совет не принял постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, ответственный комитет продолжает работу по подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении в порядке, установленном статьей 70 Регламента.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении представитель ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета вносит на обсуждение поправки, поступившие к законопроекту, сгруппированные в таблицы поправок.

После рассмотрения законопроекта во втором чтении с учетом принятых поправок Верховный Совет может принять одно из следующих решений:

  • о принятии закона;
  • о возвращении законопроекта в ответственный комитет (комиссию) на доработку, если по итогам голосования предложение о принятии закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов;
  • об отклонении законопроекта, если после повторного рассмотрения во втором чтении доработанного проекта по итогам голосования предложение о принятии закона во втором чтении не набрало вновь необходимого числа голосов.

Решение об отклонении законопроекта направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

Решением Верховного Совета, принятым большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Процедура первого чтения проводится в соответствии с требованиями статей 67 – 69 настоящего Регламента.

Голосование по вопросу принятия закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Верховного Совета только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

 

5. Рассмотрение проектов конституционных законов

Изменения в Конституцию Республики Хакасия принимаются Верховным Советом в форме конституционных законов, которые принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета.

Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия могут внести в Верховный Совет:

  • не менее одной трети депутатов Верховного Совета;
  • Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия;
  • Конституционный суд Республики Хакасия;
  • не менее пяти процентов граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Хакасия, обладающих избирательным правом.

Внесенные в Верховный Совет предложения об изменении Конституции Республики Хакасия в течение десяти дней направляются для рассмотрения в конституционную комиссию Республики Хакасия.

Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия рассматриваются конституционной комиссией Республики Хакасия не позднее одного месяца со дня их поступления. Рассмотрев предложения о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия, конституционная комиссия предлагает Верховному Совету:

  • либо подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия;
  • либо внести соответствующие изменения в Конституцию Республики Хакасия.

Решение Верховного Совета по одному из вышеуказанных вариантов оформляется постановлением Верховного Совета. Если предложение о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия будет поддержано большинством от общего числа депутатов Верховного Совета, то не позднее одного месяца со дня принятия Верховным Советом постановления о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Хакасия конституционная комиссия Республики Хакасия разрабатывает проект конституционного закона Республики Хакасия, который своим решением направляет субъектам права законодательной инициативы, установленным пунктами «а», «б», «в» статьи 134 Конституции Республики Хакасия, для его последующего внесения в Верховный Совет в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Хакасия и Регламентом.

Внесенный в Верховный Совет проект конституционного закона Республики Хакасия о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия рассматривается в трех чтениях. Первое и второе чтения проходят в порядке, предусмотренном статьями 68 – 72 Регламента. Принятый в первом чтении проект конституционного закона Республики Хакасия направляется ответственным комитетом в правовые службы Федерального Собрания Российской Федерации для проведения правовой экспертизы на соответствие законопроекта действующему федеральному законодательству. Подготовленный законопроект рассматривается Верховным Советом. При рассмотрении на сессии проекта конституционного закона Республики Хакасия в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных положений, глав, статей.

 

6. Подписание и вступление закона в силу

Принятые законы Республики Хакасия оформляются ответственным комитетом (комиссией) Верховного Совета совместно с Аппаратом Верховного Совета и с соответствующими постановлениями Верховного Совета в течение 7 дней направляются для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия.

Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. В случае отклонения закона Республики Хакасия Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия отклоненный закон возвращается в Верховный Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

 

7. Рассмотрение законопроектов, отклоненных Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия

Законы Республики Хакасия, отклоненные Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия, рассматриваются Верховным Советом в следующем порядке:

  1. выступление Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия либо его первого заместителя (заместителя) или полномочного представителя Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в Верховном Совете о мотивах решения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия об отклонении закона Республики Хакасия;
  2. изложение заключения ответственного комитета (комиссии) Верховного Совета;
  3. обсуждение вопроса депутатами Верховного Совета;
  4. заключительное слово Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия либо его первого заместителя (заместителя) или полномочного представителя Председателя Правительства Республики Хакасия в Верховном Совете;
  5. принятие Верховным Советом одного из следующих вариантов решения:
    • согласиться с мотивами решения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и снять закон Республики Хакасия с дальнейшего рассмотрения Верховным Советом;
    • принять закон Республики Хакасия с учетом предложений (поправок) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия (решение принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов по каждому предложению (поправке) отдельно);
    • создать согласительную комиссию для разрешения возникших разногласий и предложить Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия направить для работы в ней своих представителей (решение принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов);
    • одобрить закон Республики Хакасия в ранее принятой редакции (решение принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета);
  6. выработка согласительной комиссией (в случае принятия решения о ее создании) согласованной редакции закона Республики Хакасия в следующем порядке:
    • принятие решения по каждому предложению (поправке) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия отдельно по принципу «одна сторона – один голос» (решение считается принятым согласительной комиссией при едином мнении сторон);
    • передача согласительной комиссией закона Республики Хакасия в согласованной редакции (с протоколом и сопоставительной таблицей) на повторное рассмотрение Верховного Совета;
  7. повторное рассмотрение Верховным Советом закона Республики Хакасия в согласованной согласительной комиссией редакции (решение принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов);
  8. направление в течение 7 дней Верховным Советом принятого или одобренного в ранее принятой редакции закона Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия.

В случае отклонения хотя бы одного предложения (поправки) Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Верховный Совет может принять решение о продолжении работы над законом Республики Хакасия, поручив ее ответственному комитету (комиссии) Верховного Совета.

Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия и подлежит подписанию и обнародованию в течение 7 дней со дня его получения.

Конституция Республики Хакасия 
(в ред. Конституционных законов Республики Хакасия от 17.02.1998 № 20, от 17.11.1998 № 40, от 05.09.2000 № 122, от 21.11.2000 № 128, от 10.12.2001 № 58, от 10.02.2003 № 1, от 01.07.2003 № 41, от 27.02.2004 № 02, от 05.07.2005 № 36-ЗРХ, от 26.06.2006 № 20-ЗРХ, от 13.04.2007 № 19-ЗРХ, от 08.06.2010 № 52-ЗРХ, от 03.11.2010 № 100-ЗРХ, от 24.02.2012 № 01-ЗРХ, от 27.06.2012 № 51-ЗРХ, от 08.04.2015 № 19-ЗРХ)

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 29.10.1997 № 83-5 «О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия»
(в ред. Постановлений Верховного Совета Республики Хакасия от 24.06.1999 № 282-15, от 21.11.2000 № 480-25, от 26.04.2001 № 65-3, от 13.11.2002 № 497-13, от 19.03.2003 № 640-16, от 18.02.2004 № 896-25, от 27.10.2004 № 1096-31, от 14.01.2005 № 11-1, от 16.03.2005 № 46-3, от 25.11.2005 № 281-9, от 13.09.2006 № 463-15, от 14.02.2007 № 563-19, от 29.10.2008 № 1075-32, от 26.11.2008 № 1116-33, от 12.03.2009 № 9-1, от 01.07.2009 № 160-5, от 01.07.2009 № 161-5, от 24.03.2010 № 436-11, от 30.06.2010 № 572-14, от 22.09.2010 № 625-15, от 15.12.2010 № 738-18, от 09.02.2011 № 771-19, от 27.04.2011 № 863-21, от 22.06.2011 № 926-23, от 14.12.2011 № 1110-27, от 15.02.2012 № 1160-28, от 28.03.2012 № 1203-29, от 25.04.2012 № 1241-30, от 31.10.2012 № 1408-35, от 12.12.2012 № 1505-37, от 30.01.2013 № 1515-38, от 06.03.2013 № 1540-39, от 17.04.2013 № 1573-40, от 05.06.2013 № 1654-42, от 26.06.2013 № 1679-43, от 09.10.2013 № 31-2, от 27.11.2013 № 87-3, от 12.02.2014 № 209-5, от 26.03.2014 №258-6, от 28.05.2014 №343-8)