Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения
25 мая 2016 года

Светлана Могилина: «Абакан занимает особое место среди всех муниципальных образований»

 

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия
abakan-gazeta[1]

Итоги годовой работы законодательного собрания принято подводить весной. Верховный Совет Хакасии не стал исключением. Оглядываясь назад, можно сказать, что минувший парламентский сезон прошел без серьезных потрясений, хотя и без политической борьбы тоже не обошлось. Тем не менее, наша республика получила свой гимн, усовершенствованную Конституцию и другие важные для жизни региона документы. О том, как проходила законодательная работа, — наша беседа с заместителем Председателя Верховного Совета РХ, руководителем комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светланой Могилиной.


 

Непростой год

Законодательная  работа в 2015 году шла очень интенсивно. Связано это, в первую очередь, с изменениями ряда федеральных законов. Хакасии следовало привести свою нормативную базу в соответствие с федеральной, а это означало ряд важных корректировок в уже имеющихся документах. При этом нам приходилось вносить поправки в бюджет Хакасии. Как известно, минувший год был непростым в финансовом плане, и от законодательной власти в том числе требовалось своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию, – с этих слов начала нашу беседу о работе, проделанной депутатами Верховного Совета Хакасии, Светлана Могилина.

Составление законопроекта — не такая простая работа, как может показаться со стороны. Наблюдателю вообще жить проще: он ориентируется лишь на свои интересы и собственную точку зрения. А вот народным избранникам приходится думать обо всех, кого так или иначе коснутся изменения в нормативных актах. Простой пример: вопрос ограничения торговли алкоголем. Вроде бы все очевидно: продавать пиво-вино-водку кому попало нельзя. Да и торговать лучше только там, где меньше вероятность того, что буйный покупатель потревожит законопослушных граждан. Во всем, что касается этих вопросов, — инициатива отдана муниципальным образованиям. Именно на местах решают, какие стоит установить границы для торговли, чтобы отправить их подальше от школ-больниц. Однако если подойти к вопросу слишком жестко, может оказаться, что торговля спиртным может действовать разве что где-то на окраине. Может быть, для здоровья населения  это и неплохо, однако для бюджета города и республики оборачивается убытками. Так что депутатам Верховного Совета предстоит думать о том, как поддержать предпринимателей, которые, как ни крути, приносят деньги в казну.

С другой стороны, народным избранникам требуется проявить заботу о тех, кто в силу обстоятельств лишен поддержки родных. Процедура предоставления жилья детям-сиротам — вопрос, который остается актуальным во всех муниципальных образованиях. Причина не только в том, что полномочия переданы на местный уровень. Задача, которая стоит перед властями, заключается не только в том, чтобы выполнить те обязательства, которые предусмотрены законом, но и обеспечить защиту интересов граждан. Не секрет, что и в Хакасии действуют черные риэлторы, которые стараются склонить сироту к продаже полученной квартиры. Именно поэтому по новому закону в течение первых пяти лет гражданин не имеет права распоряжаться недвижимостью. Получается своего рода отеческий совет: досталось тебе жилье — не спеши, подумай, поживи в нем, может оно тебе и понравится. Некому ведь вовремя дать его юным и горячим людям, так пусть хотя бы они в силу требований закона окажутся в условиях, когда «рубить с плеча» нет никакой возможности.

Очевидно, что законодательная работа — необходимая составляющая современной жизни. Жизнь государства или даже региона без нормативных актов будет походить на поездку в автомобиле, водитель которого не знает, по какой стороне дороги нужно ехать и что означают знаки на обочине. Продолжая аналогию, можно сказать, что именно водитель больше всех заинтересован в существовании руководства к действию. В региональной жизни это выражается в активности исполнительной власти в плане законодательных инициатив. В минувшем году от имени главы республики на рассмотрение депутатов внесено 67 законопроектов. Это — довольно много, причем такой уровень сохраняется  последние несколько лет. С точки зрения заместителя ВС РХ, активность исполнительной власти можно только приветствовать.

–       Далеко не все субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, используют эту возможность. Напомню, в Хакасии любое муниципальное образование, даже на уровне поселений может разрабатывать и предлагать законопроекты, которые актуальны именно для этой территории. Однако в 2015 году своим правом воспользовался только Совет депутатов города Абакана — при том, что в республике насчитывается 101 муниципальное образование, – рассказывает Светлана Могилина.

 

Получить звание столицы

Если говорить о работе Верховного Совета с муниципальными образованиями, то на одном из первых мест значится вопрос о полномочиях должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях. Для местных властей вопрос актуальный. Вспомним хотя бы извечную проблему — нечистоплотные хозяева в частном секторе. Периодически тех, кто игнорирует правила санитарного содержания города, штрафуют. Но логично предположить, что, будь в городе больше людей, которые уполномочены составлять протоколы, привлеченных к ответу стало бы больше. И это — лишь одна из составляющих проблемы. Помочь в ее решении должен закон, который был принят в 2015 году, но работа, скорее всего, продолжится и в текущем году. Между тем, если говорить об Абакане, то с нашим городом давно сложилась парадоксальная ситуация: в особых случаях на уровне республики его именуют «столицей Хакасии». Однако с юридической точки зрения это — ошибка. Которую надлежало бы исправить.

–       Абакан занимает особое место среди всех муниципальных образований Хакасии. Это — не просто самый большой, это — столичный город. А это, в свою очередь, означает, что на населенный пункт  ложится нагрузка и как на административный центр. Именно поэтому есть необходимость в принятии нормативных документов, которые бы утвердили официальный статус Абакана. Это позволило бы говорить об особом отношении к городу, – считает заместитель Председателя ВС РХ.

Особое отношение подразумевает и некоторые бонусы экономического характера, что никогда не бывает лишним. Однако разработка подобного законопроекта — дело не быстрое. Светлана Могилина провела параллель с историей принятия гимна Хакасии: в этом случае также многим людям очевидно то, что он необходим. И дело, казалось бы, лишь за соблюдением формальностей. Только вот справиться со всеми правовыми тонкостями довольно сложно. Поэтому, как считает Светлана Могилина, для окончательного решения вопроса «столичности» требуется собрание рабочей группы, в которую вошли бы представители муниципалитета, законодательной, исполнительной власти региона. В таком составе есть больше  шансов подготовить законопроект, который учел бы интересы всех сторон.

 

Настоящая республика

Одним из наиболее значимых решений депутатов ВС РХ в прошлом году Светлана Могилина называет принятие поправок в Конституцию Хакасии. В ходе сессии в марте прошлого года была утверждена процедура прямых выборов. Кроме того, в усовершенствованной Конституции прописана  структура Верховного Совета и введен ряд новых полномочий регионального законодательного собрания. В частности, депутаты получили возможность контролировать исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Хакасии. Корректировке подверглась процедура назначения прокурора  республики  и согласования его кандидатуры.

-       Не могу назвать итоговый документ идеальным во всех отношениях. Однако считаю, что вариант Конституции Хакасии, который принят в прошлом году, можно считать наилучшим из всех, что у нас имелись, – отмечает Светлана Могилина.

Еще одним знаковым событием прошлого года стало утверждение на законодательном уровне государственного гимна Хакасии. Надо сказать, что наш регион в этом плане несколько отстал от своих соседей: из всех республик, входящих в состав России, Хакасия обзавелась собственным гимном в последнюю очередь.

-       Необходимость принятия соответствующего законопроекта назрела давно. Однако около восьми лет продолжалась работа по его разработке и окончательному утверждению. Зато теперь можно с удовлетворением говорить о том, что гимн республики используется во время торжественных мероприятий, причем и на уровне муниципальных образований, – делится Светлана Могилина.

Пример с гимном — очень показательный. Иногда действительно требуется немало времени для того, чтобы законопроект «созрел». Но, если он действительно нужен людям, документ все же получит одобрение большинства народных избранников.

 

Андрей КЕДРИН